По датам

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 09.06.2014 по делу N А12-10251/2014 <О признании недействующими абзацев 10, 11, 12 пункта 2.1.2 административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Выдача разрешений на право организации розничного рынка" на территории Даниловского муниципального района, утв. постановлением главы Даниловского муниципального района Волгоградской обл. от 24.01.2012 N 24>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 9 июня 2014 г. по делу № А12-10251/2014

Резолютивная часть решения объявлена 5 июня 2014 года.
Полный текст решения изготовлен 9 июня 2014 года.
Арбитражный суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи Пономаревой Елены Викторовны, судей Кулик Инны Васильевны, Стрельниковой Натальи Викторовны,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Николенко Ириной Васильевной,
при участии в судебном заседании:
от прокуратуры Волгоградской области - М., прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в арбитражном процессе, служебное удостоверение <...>; рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по заявлению прокуратуры Волгоградской области (ИНН 3444048120, ОГРН 1033400323560) к главе администрации Даниловского муниципального района Волгоградской области о признании недействующим в части нормативного правового акта;

установил:

прокуратура Волгоградской области обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к главе администрации Даниловского муниципального района Волгоградской области о признании абзацев 10, 11, 12 пункта 2.1.2 административного регламента по представлению муниципальной услуги "Выдача разрешений на право организации розничного рынка" на территории Даниловского муниципального района, утвержденного постановлением главы Даниловского муниципального района Волгоградской области от 24.01.2012 № 24, недействующими, как не соответствующими пункту 2 части 1 статьи 7, пункту 6 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", статье 4, частям 1, 2, 3 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2006 № 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации", пункту 3 Правил выдачи разрешений на право организации розничного рынка, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2007 № 148.
Исследовав материалы дела, суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
На основании части 2 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, с заявлениями о признании нормативных правовых актов недействующими, если полагают, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Согласно статье 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
Постановлением главы Даниловского муниципального района Волгоградской области от 24.01.2012 № 24 утвержден административный регламент по предоставлению муниципальной услуги "Выдача разрешений на право организации розничного рынка" на территории Даниловского муниципального района (далее - Административный регламент). Данный документ обнародован 25.01.2012.
В рассматриваемом случае суд приходит к выводу, что административный регламент по представлению муниципальной услуги "Выдача разрешений на право организации розничного рынка" на территории Даниловского муниципального района, утвержденный постановлением главы Даниловского муниципального района Волгоградской области от 24.01.2012 № 24, является нормативным актом.
Абзацами 10, 11, 12 пункта 2.1.2 Административного регламента предусмотрено, что к заявлению о предоставлении разрешения прилагаются: выписка из Единого государственного реестра юридических лиц или ее нотариально удостоверенная копия; нотариально удостоверенная копия свидетельства о постановке юридического лица на учет в налоговом органе; нотариально удостоверенная копия документа, подтверждающего право на объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организовать рынок.
Согласно статье 4 Федерального закона от 30.12.2006 № 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" рынок может быть организован юридическим лицом, которое зарегистрировано в установленном законодательством Российской Федерации порядке и которому принадлежат объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организация рынка, на основании разрешения, выданного в установленном Правительством Российской Федерации порядке органом местного самоуправления, определенным законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2006 № 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" разрешение на право организации рынка (далее - разрешение) выдается на основании заявления, поданного юридическим лицом в соответствующий орган местного самоуправления муниципального образования (далее - орган местного самоуправления).
В соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2006 № 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" для предоставления разрешения также необходимы следующие документы:
1) копии учредительных документов (оригиналы учредительных документов в случае, если верность копий не удостоверена нотариально);
2) выписка из Единого государственного реестра юридических лиц или ее удостоверенная копия, включающая сведения о постановке юридического лица на учет в налоговом органе по месту нахождения юридического лица;
3) удостоверенная копия документа, подтверждающего право на объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организовать рынок.
Согласно части 2.1 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2006 № 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" документы, указанные в пункте 1 части 2 настоящей статьи, представляются заявителем самостоятельно. Документы, указанные в пунктах 2, 3 части 2 настоящей статьи, запрашиваются органом местного самоуправления, проводящим проверку, в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, если они не были представлены заявителем самостоятельно.
Аналогичные требования установлены в пункте 3 Правил выдачи разрешений на право организации розничного рынка, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2007 № 148.
Таким образом, в пункте 2.1.2 Административного регламента императивно указано на обязательность предоставления юридическими лицами документов, предоставление которых федеральным законодательством отнесено к праву юридического лица, а не его обязанности.
Кроме того, федеральным законодательством нотариальное заверение копий документов, перечисленных в абзацах 10, 11, 12 пункта 2.1.2 Административного регламента, не требуется, как и необходимость предоставления такого документа как свидетельство о постановке юридического лица на учет в налоговом органе, указанного в подпункте 11 пункта 2.1.2 Административного регламента.
На основании пункта 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
Предоставление таких документов и информации осуществляется, в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия по межведомственному запросу органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, подведомственной государственному органу или органу местного самоуправления организации, участвующей в предоставлении государственных и муниципальных услуг, либо многофункционального центра (часть 1 статьи 7.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ).
Согласно пункту 6 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги предусматривает исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления государственной или муниципальной услуги с разделением на документы и информацию, которые заявитель должен представить самостоятельно, и документы, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе, так как они подлежат представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия.
Истребование не предусмотренных федеральным законодательством документов нарушает права и законные интересы неопределенного круга субъектов предпринимательской деятельности, поскольку возлагает на них дополнительные обязанности, а также препятствует получению муниципальной услуги в соответствии со стандартом ее предоставления.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", подпунктом "а" пункта 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96, оспариваемые нормы Административного регламента являются коррупциогенными, поскольку устанавливают завышенные требования к лицу, предъявляемые для реализации принадлежащего ему права.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о несоответствии оспариваемых абзацев 10, 11, 12 пункта 2.1.2 административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Выдача разрешений на право организации розничного рынка" на территории Даниловского муниципального района, утвержденного постановлением главы Даниловского муниципального района Волгоградской области от 24.01.2012 № 24, пункту 2 части 1 статьи 7, пункту 6 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", статье 4, частям 1, 2, 3 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2006 № 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации", пункту 3 Правил выдачи разрешений на право организации розничного рынка, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2007 № 148.
Руководствуясь статьями 167 - 171, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

признать абзацы 10, 11, 12 пункта 2.1.2 административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Выдача разрешений на право организации розничного рынка" на территории Даниловского муниципального района, утвержденного постановлением главы Даниловского муниципального района Волгоградской области от 24.01.2012 № 24, не соответствующими пункту 2 части 1 статьи 7, пункту 6 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", статье 4, частям 1, 2, 3 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2006 № 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации", пункту 3 Правил выдачи разрешений на право организации розничного рынка, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2007 № 148, и недействующими.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через Арбитражный суд Волгоградской области в установленном законом порядке.

Председательствующий
Е.В.ПОНОМАРЕВА

Судьи
Н.В.КУЛИК
Н.В.СТРЕЛЬНИКОВА


------------------------------------------------------------------